11.12.2011

Волшебный гриб ацтеков

В раскопках поселений древних майя археологи издавна находили каменные «грибки», служившие, по-видимому, объектом поклонения. Возраст самых древних из них достигал трёх тысяч лет. С другой стороны, в произведении жившего в XVI в. францисканского монаха Бернардино де Саагуна «История Новой Испании», где описывается культура разгромленного испанцами ацтекского государства, есть упоминание о том, что во время религиозных обрядов индейцы употребляли в пищу какой-то гриб, вызывавший опьянение и галлюцинации. Монах называл этот гриб «порождением дьявола». Сами ацтеки считали иначе, называя гриб «теонанакатл» — «божественный гриб».

Следы индейского культа грибов терялись во мраке столетий. Но в 1953 г. одна американская чета — Дж. Уоссон и его жена Вера Павловна, увлекавшиеся очень редкой наукой — этномикологией, т. е. наукой о значении грибов в культуре разных народов, — решила исследовать эту загадку. Они отправились в одну затерянную в горах мексиканскую деревушку, где жили индейцы мацатеки — потомки древних ацтеков. Но только через два года супругам Уоссон удалось добиться такого доверия со стороны индейцев, что те позволили им присутствовать на тайной грибной церемонии. Они стали первыми белыми людьми, вкусившими таинственного «волшебного гриба ацтеков».

Ночью участники обряда собрались в пустующей хижине на окраине деревни. Здесь был воздвигнут христианский алтарь с распятием, возле которого лежали священные грибы. Как потом выяснили учёные, это были грибы рода псилоцибе, близкие родственники наших ложных опят. По размеру они невелики: 1—2 см в высоту. Руководила обрядом старая женщина-шаманка. В церемонии смешались языческие и христианские ритуалы. Напевая молитвы, знахарка съела 12 грибов и раздала по нескольку штук остальным. Американцы, также поевшие грибов, вместе со всеми подпали под власть разнообразных величественных видений: роскошных дворцов, пейзажей, праздничных шествий. К утру участники грибного пира уснули.

Позднее швейцарский химик Гофман, исследуя эти грибы, также решил проверить на себе их действие. Вот как он описывает свои ощущения: «Всё вокруг чудесным образом изменилось. Я понимал, что, зная о мексиканском происхождении грибов, я могу видеть только мексиканские мотивы. С открытыми и закрытыми глазами я видел лишь индейские орнаменты с их характерными сочетаниями красок. Когда надо мной наклонился врач, чтобы измерить кровяное давление, он превратился для меня в ацтекского жреца, приносящего жертву, и я не был бы удивлён, если бы в руках у него появился обсидиановый нож. Несмотря на всю серьёзность опыта, я не мог не развеселиться при виде того, как знакомое лицо моего коллеги стало совершенно индейским».

Любопытно, что Гофман до этого в Мексике и Латинской Америке никогда не бывал и этнографией не интересовался. Он определил химическую структуру наркотического вещества «волшебного гриба» и назвал это вещество псилоцибином. По химическому строению псилоцибин похож на алкалоид спорыньи, из которого получают  наркотик ЛСД  (см. ст. «Грибы-паразиты»).

ВЕДЬМИНЫ МЁТЛЫ

Академик-псевдоучёный Кассиан Рядно, герой романа Владимира Дудинцева «Белые одежды», в подтверждение своих идей о «порождении овсом овсюга» и «появлении васильков из семян ржи» (в реальной жизни подобные идеи насаждал академик Трофим Лысенко) демонстрировал ветку серой ольхи, выросшую будто бы на берёзе. Те, кто читал роман, помнят, что ботаники, герои произведения, не побоялись доказать, что побеги берёзы стали непохожи на себя под влиянием гриба-паразита. Хотя в то время (40—50-е гг. нашего века) подобный научный спор вполне мог повлечь за собой увольнение с работы и даже арест.

Побеги с неестественно густой листвой или хвоей, похожие на гнёзда или шапки, в народе издавна называют «ведьмиными мётлами». Повинны в их образовании самые различные грибы-паразиты.

Другие страницы: