04.03.2012

Янтарь

О происхождении янтаря сложено немало легенд. Чем только он не предстаёт в них — застывшей морской пеной, жиром каких-то  диковинных   обитателей моря... Одна из наиболее известных легенд такова.

Юный сын древнегреческого бога Солнца Гелиоса, Фаэтон, однажды уговорил отца дать ему проехать по небу на своей сияющей золотой колеснице. Но, не справившись с огнедышащими крылатыми конями, запряжёнными в неё, он сорвался вниз и погиб. Оплакивают гибель Фаэтона его сёстры. Слёзы дочерей бога Солнца падают в воду и превращаются в кусочки янтаря.

Современные учёные считают, что  янтарь —  окаменевшая смола древних хвойных деревьев, когда-то росших на месте нынешних морей. В кусочках янтаря встречаются    замурованные хвоинки, насекомые. Один раз учёные нашли в янтаре целую ящерку, правда небольшую (длиной менее 4 см).

Вот как писал о насекомых в янтаре Михаил Ломоносов:

В тополевой тени

гуляя, муравей

В прилипчивой смоле

завяз ногой своей.

Хотя он у людей был

в жизнь свою презренный,

По смерти в янтаре у них

стал драгоценный.

В московском Палеонтологическом музее хранится коллекция из 10 тыс. таких сбережённых в янтаре   насекомых.

С глубокой древности янтарь был излюбленным материалом для изготовления ювелирных изделий. В Царском Селе под Санкт-Петербургом, в   Екатерининском дворце, российскими мастерами была создана знаменитая   Янтарная   комната. Из янтаря в ней было сделано почти всё — настенные мозаики, барельефы, бюсты. К сожалению, во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли Янтарную комнату в Германию, где она бесследно затерялась. Многолетние поиски её пока не увенчались успехом.

ЖИВИЦА, СМОЛА, СКИПИДАР, КАНИФОЛЬ...

Всем знаком стойкий «смолистый» аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы, наполненные эфирными маслами и растворённой в них смолой. Этот раствор называется живицей. Когда ветки хвойных деревьев бросают в огонь, летучие эфирные масла с треском вырываются из смоляных ходов и ярко вспыхивают.

Живица образуется в растениях как побочный продукт обмена веществ. Но природа в ходе эволюции нашла ей множество применений. При ранениях дерева живица вытекает наружу и, как целебный пластырь, затягивает повреждённое место. В свежей живице около 35% эфирных масел (их называют скипидаром, или терпентинным маслом). Через два-три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется, распространяя хвойный аромат. Сильный хвойный запах  отпугивает  некоторых  вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивая бактерии. Поэтому так полезно дышать, например, воздухом соснового бора.

На воздухе живица постепенно высыхает и твердеет. Ещё древние греки умели получать из неё скипидар. Один из рецептов его получения приводит в своей книге «Канон врачебной науки» Ибн Сина (Авиценна): куски живицы вываривают в котлах, над которыми подвешена шерсть, «дабы она увлажнилась от пара». Куски намокшей шерсти время от времени    отжимают, отстаивают    выжатую жидкость и сливают скипидар. Хорошо очищенный сосновый скипидар применяют в медицине, в частности для растираний. Это  прозрачная   желтоватая  жидкость, жгучая на вкус.

После выпаривания воды и скипидара остаётся твёрдая смола — канифоль. Канифоль имеет вид хрупких прозрачных кусков желтоватого цвета, без запаха и горьких на вкус. Своё название она получила по имени греческой колонии Колофон в Малой Азии, откуда в древности её вывозили в больших количествах. Применяют канифоль для изготовления лаков, сургуча, в быту — при паяльных работах. При применении некоторых способов печати   канифоль  закрепляет  оттиснутые буквы на бумаге и остаётся в строках книги.

Без канифоли не было бы скрипичной музыки — музыканты натирают ею смычки. Так хвойные сумели дважды послужить скрипачам — для изготовления скрипок и канифоли.